środa, 15 sierpnia 2018

ШЕПОТЫ И ТЕНИ (19)

Анджей Юлиуш САРВА

Шепоты и тени (19)




Смерть милосердна


В воскресное солнечное майское утро, когда люди либо возвращались с утренней мессы, либо отправлялись на Суму, Войтек Карчинский возвращался из города пьяный. Он шел по крутой, узкой дороге к Халупкам, сильно шатаясь и время от времени заваливаясь на очередной забор так, что аж доски трещали. В конце концов он с трудом добрался до хаты Ручинских, толкнул со всей силы входную дверь и рухнул в сенях. Падая, он задел щекой торчавший из дверного косяка заржавевший гвоздь, и кровь сразу залила ему лицо. Лежа в сенях на полу и бормоча под нос какие-то ругательства, он пытался подняться на ноги.

Старая Ручинская, которая как раз закончила месить тесто на клецки к обеду, увидев, что случилось, толкнула Розальку под бок, кивнула головой в сторону Войтека и распорядилась:

— Займись этим пропойцей, помоги ему встать и уложи в кровать. Пусть проспится. Может до вечера у него пройдет.

Но Розалька не реагировала.

Да пошевеливайся же ты, девка!

Розалька послушала мать и, пусть с неохотой и с нескрываемым омерзением, помогла мужу встать. Он же, качаясь на ногах, попробовал обнять и поцеловать жену.

Розаленька... ну Розаленька...? Почему ты меня не любишь? Помиримся? Ну? Дай свою щечку.

Она оттолкнула его со всей силой так, что он пролетел через все сени и ударился спиной о стену, с которой от удара посыпались куски штукатурки. Войтек безвольно опустился на пол. Удар будто бы немного отрезвил его. Теперь от сидел на полу, опершись спиной о стену, и смотрел трезвеющими глазами на Розальку.

— Розаленька... Розаленька... Ну не бей меня... Сама видишь, как всё вышло...

Ну и как? Как же? Пропойца!

— Пропойца? Может и пропойца, а кто в этом виноват?...

— Ах ты, Господи! Гляньте на йего. Эт кто ж-то виноват, что ты водку хлещешь день-деньской? Тебе чего, ктой-то самогон в глотку насильно вливат? Сам себе стопку подносишь! — старая Ручинская замахнулась лопаткой на зятя, но не успела его ударить, потому что он, в каком-то внезапном приливе силы, вдруг вскочил на ноги и замахнулся кулаком на старуху. Однако ударить ему не удалось, потому что Розалька толкнула его бок, и он снова впечатался в стену. На этот раз, правда, он не осел на пол, а сохранив равновесие, кинулся на жену.

В этот самый момент со двора в хату входил тесть.

Ах ты дрянь, мерзавец! Ребенка моего будешь бить! А ну вон отсюда! Вон, охальник!

Войтек в миг отрезвел. Он остановился, задумался на мгновение и ответил:

Может, и правда... Может, и правда... Я забираю всё свое и возвращаюсь к своим.

Он подошел колыбели, в которой спал маленький Богумил, взял его на руки и направился к двери во двор. Розалька, увидев это, отреагировала молниеносно. Она пронзительно завизжала и в два прыжка накинулась на Войтека, пытаясь отнять у него ребенка, но тот держал малыша крепко.

Отдай! Отдай! — орала Розалька.

И не подумаю! Я свое забираю и ухожу отсюдова. Видеть тя больше не хочу!

Твое!... Твое?... Какое твое?... Да не твое это дитя!

А чье ж? — Войтек застыл на месте.

Хочешь знать?! Хочешь?! Кое-кого получше тебя!

Ах вот как... — прошептал Войтек. — Так ты не была чиста, как я тебя брал... Бога ради, скажи, чье это дитя?...

— Бога ради, не твое! А чье, того никогда не узнаешь!

Войтек больше ничего не сказал, подошел к сосновому, почерневшему от старости и сильно изъеденному короедами буфету, открыл его и вынул бутылку водки:

А вот это мое. Этого ты у меня не заберешь. Вот это теперь моя жена и ребенок...

Он ловко откупорил пробку, сделал большой глоток, снова заткнул горлышко и, покачиваясь, вышел из хаты. Ручинская, отирая от муки руки о фартук, вышла вслед за зятем на дорогу и проследила, куда он пойдет.

Медленно, волоча ноги, Войтек удалялся в прохладный тенистый овраг, в Долы.

* * *

Уже смеркалось, воробьи радостно щебетали, прыгая по ветвям старых развесистых ив, растущих вдоль ручья и той тропинки, по которой я возвращался в город с послеобеденной прогулки у Речицы. Я миновал уже неглубокий прохладный овраг, густо поросший желтым золотарником, над которым кружил рой пчел. Миновал я и холм Барабан, возле которого Розалька когда-то пасла корову. Я с тоской посмотрел на живописные лессовые останцы Долков, куда мы не раз углублялись, чтобы скрыться от чужих глаз...

Я вынул кинжал Семберков, с которым, как с талисманом, с некоторых пор я никогда не расставался, и, проходя через заросли орешника, срезал им прямую и крепкую ветку — так, на всякий случай, вдруг какая-нибудь собака сорвется с привязи и нападет на меня на Халупках. Я уже собирался свернуть на дорогу, уводящую к Завихойской улице, как в голову мне пришла одна идея: раз уж я здесь, посмотрю-ка я на строительство дома, что старшие Карчинские возводят неподалеку, на горе, для сына и невестки.

И хотя уже воздух серел и сумерки выползали из темных щелей и закоулков, до ночи еще оставалось около часа или даже дольше. И я свернул к стройке. Приблизившись к высокому, заросшему травой склону, в котором были выдолблены некрасивые углубления для временных ступенек из неотесанных досок, я начал подниматься по этой импровизированной лестнице к вершине холма, где был виден уже почти законченный, сверкающий, будто золотом, в последних лучах заходящего солнца, деревянный дом, выстроенный как сруб из мощных, пахнущих смолой, сосновых бревен. Дом действительно производил впечатление. Я обошел его по периметру, но внутрь не заглянул.

Я уже собрался возвращаться, когда вдруг услышал какой-то странный звук, похожий на стук, глухой и не регулярный. «Дятел?» — мелькнула в голове мысль. Нет, скорее нет. Не похоже на дятла... Долетал он откуда-то из-за дома, из зарослей акаций.

Мне стало любопытно, и я пошел в том направлении. И едва я углубился в заросли колючего кустарника, как столкнулся лицом к лицу с висящим на крепком искривленном суку Войтеком Карчинским. Его гротескно скорчившееся тело подрагивало на шнуре, словно какой-то чудовищный плод. Парень еще хрипел и кончиками ботинок стучал о лежащей под ним трухлявый пенек, скорее всего пытаясь до него дотянуться. Он все-таки хотел жить! Я молниеносно подскочил к повешенному и схватил его за ноги, облегчив шее тяжесть, после чего достал из-за пазухи кинжал. К сожалению, я не смог дотянуться до шнура над головой и перерезать его. Мне удалось только с трудом просунуть лезвие между шеей и петлей. Я попытался разрезать волокна, но выходило очень неловко. Левая рука, удерживавшая тело, уже отказывала, но я чувствовал, как понемногу петля ослабевает. И вот наконец Войтек мягко упал на меня. В этот момент мне показалось, что я случайно порезал ему шею кинжалом, по крайней мере неглубоко его ранил, и я очень испугался. Я наконец уложил Войтека на землю и внимательно осмотрел его. Я заметил рваную рану на щеке, из которой все еще стекала кровь по шее и далее за рубашку. Вся одежда Войтека была испачкана, однако кровь в основном уже свернулась. Это означало, что рана появилась намного раньше. Что ж, по крайней мере не я его покалечил. С облегчением я вздохнул. Крови было вроде бы много, но ведь текла она из головы. Сама рана была не глубокая, не опасная. Войтеку ничего не угрожало.

— Сейчас... Вот так... Сейчас... Держись... Я сейчас сбегаю за помощью! Сейчас... Сейчас... Придет врач... Он займется тобой... Всё будет хорошо... — шептал я ему в ухо и одновременно бил по лицу. Раненый с трудом открыл глаза. Он посмотрел на меня испуганным взглядом из-под прикрытых век, бесшумно двигая губами. Я склонился над ним, стараясь понять, что он говорит.

— Священника... Не врача... Священника... Я умираю... Жизнь от меня уходит... Уходит... Темно в глазах...

Ты не умрешь, всё уже хорошо, ты поправишься.

— Жизнь от меня уходит... Священника...

— Хорошо, я приведу и священника! Только держись!

* * *

Молодой викарий из кафедрального прихода стоял на коленях возле Войтека, а тот бесшумно плакал. Слезы, смешанные с кровью, текли у него по щекам. Чуть поодаль, у стены, стояли Розалька, ее мама и отец. Стоял и я. Священник, выслушивая его исповедь, держал ухо у самых губ умирающего. А и правда парень умирал. Розалька выглядела страшно. Ее лицо приобрело сине-зеленый оттенок, а в глазах читался такой ужас, какой я никогда прежде еще ни у кого из людей не видел. Священник выпрямился, поднял руку вверх и в жесте благословения громким шепотом произнес формулу абсолюции1:

— Ego te absolvo... — Я отпускаю тебе грехи...

Где больной? — в сенях раздался зычный голос врача.

— Здесь, здесь, — старая Ручинская подняла керосиновую лампу и посветила на лежащего зятя. Священник уступил место пришедшему. Доктор склонился над Войтеком, проверил у него пульс, заглянул в глаза, приподняв веки парню, осмотрел шею, на которой явно виднелся и отпечаток шнура, и узкая, глубокая рана в артерии... Рана, через которую из парня ушла вся кровь, рана, которую никто раньше не заметил и не закрыл... Рана, которую я невольно нанес кинжалом Семберков...

Доктор закрыл веки Войтека, поднялся на ноги и отрицательно покачал головой.

Крепись, — шепнул он Розальке.

Старик Ручинский преградил ему дорогу.

Сколько я вам должен, господин доктор?

Позже, позже, господин Ручинский. Идите к дочери.

Доктор стиснул его руку и, кивнув священнику, засеменившему следом, вышел из хаты.
— Боже мой, Боже мой! — Розалька начала рыдать. — Это из-за меня, всё из-за меня! Господи! Из-за меня!

Пронзительный крик вырвался у нее из груди.

— Тихо, детка, тихо. Ничем уже не поможешь. Но Господь милосерден, сжалился над ним. Он еще успел исповедоваться. Хоть это не осталось у него на совести...

Перевод с польского М.В. Ковальковой

________________________________

1Абсолюция, от лат. absolutio, — у католиков отпущение грехов в силу исповеди.



ПОКУПКА:




Copyright © 2017 Andrzej Juliusz Sarwa
All rights reserved.